Психолог

Рекомендации родителям 5-классника.

Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс

 Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы:

· самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);

· настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);

· инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);

· организованность;

· сформированность культурно-гигиенических навыков;

· волевая регуляция поведения ( «сила воли»);

· рефлексия.

Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс:

Развитие мышления:

· умение выделять главное и обобщать;

· умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;

· умение сравнивать;

· умение рассуждать;

· умение делать выводы;

· умение доказывать.

Развитие памяти:

· умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;

· умение организовать процесс воспроизведения;

· умение контролировать свою память, произвольно ею управлять.

Развитие внимания:

· произвольность внимания;

· устойчивость внимания в течение урока.

Развитие речи:

· понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления;

· использование сложных речевых конструкций;

· связное изложение своих мыслей;

· умение доказать свою мысль;

· достаточный словарный запас;

грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).

Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс

Общие требования, касающиеся общения:

· умение сочувствовать и сопереживать;

· уважение ко всем людям;

· неагрессивность;

· открытость в общении;

· умение дать и принять обратную связь;

· способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.

Общение со сверстниками:

· умение работать в группе, в паре;

· умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:

— приветливость, доброжелательность,

— умение считаться с мнением сверстников,

— умение отстаивать свое мнение, наличие друзей товарищей;

· умение разрешать конфликты мирным путем.

Общение с классным руководителем, учителями:

· умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;

· отсутствие боязни учителя;

· уважение к учителю.

Соблюдение социальных и моральных норм:

· способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения;

· понимания смысла норм и правил поведения;

· понимание необходимости принятия правил;

· соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.

Отношение ученика к себе:

· положительное восприятие себя;

· отсутствие агрессивности ( «Я не считаю других виновными в моих трудностях»);

· способность действовать независимо;

умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка).

Психолого-педагогические требования, касающиеся мотивационной сферы ученика, переходящего в 5 класс

1. Внутренняя мотивация должна преобладать над внешней, то есть:

 · ученику интересны изучаемые предметы;

 · ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам;

 · ученику нравится процесс получения знаний.

2. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).

Рекомендации психолога родителям будущих пятиклассников

* Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.

* Научить ребенка организовывать свой труд самостоятельно (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).

* Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.

* Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня и собственной занятости.

* Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.

* Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).

* Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Рекомендации родителям детей с низким уровнем произвольного внимания:

1. Необходимо поощрять за целенаправленность, сосредоточенность. Хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести каждое начатое дело до конца.

2. Задания разбивать на более мелкие, не бросаться от одного к другому, учить ребенка доделывать.

3. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия, зрительной координации, развития тонкой моторики руки, контроля деятельности.

Всему этому способствует:

1.Распорядок дня.

2.Список необходимых дел.

3.Записки с напоминанием (прививать навыки планирования и организации деятельности).

4.Не скупиться на поощрение. Недолжно быть раздражающих предметов.

5.Интерьер должен быть спокойных тонов

Советы родителям для нормализации общения с ребенком.

Безусловное принятие ребенка, то есть нужно любить его не за то, что он умный, хорошо учится, послушный и т.д., а просто так, за то, что он есть, и не забывать говорить об этом.

Испытывать негативные эмоции — это нормально, важно проявлять свое недовольство адекватно. Выражайте недовольство отдельными действиями, а не ребенком в целом. ( «В этот раз ты не старался, я расстроена твой плохой оценкой» вместо «Ты неумеха и лентяй, так и знала, что получишь двойку!»).

Старайтесь обращаться к ребенку не только с претензиями и критикой, важно говорить на равных, тогда ребенок будет стремиться к общению. Для начала постарайтесь зафиксировать (можно письменно), сколько раз за день Вы обращаетесь ребенку с критикой и нравоучениями, а сколько — просто так, чтобы обсудить что-то интересное, поделиться новостями, мыслями; сколько раз Вы похвалили ребенка за день? Доброжелательных обращений должно быть больше!

Ребенку очень важно слышать от близких взрослых позитивную оценку его действий, недаром некоторые дети открыто спрашивают “ Ты меня любишь?», даже провоцируют «Я плохой, я дурак…» при этом надеясь (подсознательно), что его разубедят, скажут что-то наподобие «Я думаю, что ты хороший, умный, просто сегодня не получилось, нужно постараться в следующий раз, я все равно тебя люблю».

Если мы искренне говорим с ребенком о том, что чувствуем, он тоже учится говорить о своих чувствах, а следовательно и лучше их понимать.

Важно, чтобы ребенок умел выражать свои чувства словами, а для этого нужно развивать его речь (беседы, чтение книг и т.д.).

Часто семейные тайны оказывают негативное влияние на психо-эмоциональное развитие ребенка — он чувствует, что что-то не так, но, не зная причины, начинает сомневаться прежде всего в себе, появляются необоснованные страхи, которые переходят в депрессию со всеми последствиями. Практически во всех случаях поговорка «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» оказывается актуальна, но важно дозировать информацию в соответствии с возрастом ребенка.

Помните, что ребенок воспроизводит с другими людьми (а потом и со своими детьми) модель поведения и общения, усвоенную в семье.

Источник www.licey-34.narod.ru

01.09.2013, 7580 просмотров.