Психология
Рекомендации по Взаимодействию с «Трудными» детьми
1. ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ В НРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКАХ И НАКОПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА:
• Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);
• Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);
• Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
• Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
• Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению);
2. ПРИЁМЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ УЛУЧШЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И ВОСПИТАННИКОМ:
• Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
• Поощрение - похвала, награда, одобрение;
• Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
• Обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
• Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);
• Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок);
• Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести);
• Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).
3. ПРИЁМЫ, В КОТОРЫХ ОТКРЫТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЛАСТЬ ПЕДАГОГА:
• Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);
• Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
• Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
• Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
• Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
• Разоблачение или выявление виновного
4. ПРИЁМЫ СО СКРЫТЫМ ДЕЙСТВИЕМ:
• Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося)
• Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)
• Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)
• Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
• Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)
Взвешенное сочетание индивидуального, коллективного и педагогического воздействия, применение различных методов, приёмов и видов в неучебной деятельности в коррекционной педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиации в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
Дети с девиантным поведением относятся к группе “трудных”. Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с детьми, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.
ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
• Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность детей с девиантным поведением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни ученика.
• Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
• Необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами.
• Сила современного учителя в признании и уважении личности ребёнка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.
• Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.
• Особенно важно самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью
http://chronicles.moy.su
28.02.2012, 7183 просмотра.