Апробация

Отчёт работы по внедрению УМК Геометрия 10-11 Смирновой И.М., Смирнова В.А. в Татарстане (11 класс 2012-13 уч. год)

Гильмиева Г. Г., учитель высшей категории МБОУ гимназия № 27 Вахитовского района г. Казани республики Татарстан, участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК             «Геометрия 7-9», «Геометрия 10-11» авторов Смирновой И. М., Смирнова В. А. совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москва (приказ ИРО республики Татарстан № 278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).

В рамках эксперимента планировалось рассмотрение следующих вопросов:

— актуальность изменения содержания геометрического образования;

— внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;

— использование возможностей геометрии для развития личности учащихся.

Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и входит в федеральный перечень.

 I)    В ходе апробации учебного комплекта в конце мая 2012-го учебного года доцентом К (П)ФУ, кандидатом психологических наук Громовой Ч. Р. было проведено анкетирование среди учащихся 10 и 11 классов с целью изучения их интереса к предметам алгебра и геометрия. В результате выяснилось, что у учащихся, занимающихся по УМК авторов Смирновых, более эмоционально положительное отношение к дисциплине «Геометрия», чем у учащихся, изучавших геометрию по учебнику Геометрия 10-11 авторов Л.С. Атанасян и др. (результаты анкетирования были проведены в отчете за 2011-2012 год)

II)   В ходе апробации учебного комплекта в 2012-2013 учебном году Гильмиева Г. Г. выступала:

-на городской августовской конференции «Вектор стратегии развития образования города Казани: личность, семья, школа, общество» по теме «Эффективный выбор УМК – важный фактор повышения качества математического образования» (в ходе выступления был презентован УМК Геометрия 7-9; Геометрия 10-11 авторов И.М.Смирновой, В.А.Смирнова);

— на секционном заседании районного отдела образования по Вахитовскому и Приволжскому району на конференции «Использование инновационных педагогических технологий – важнейшее условие повышения качества математического образования» (в ходе выступления Гильмиева Г. Г. рассказала о новых УМК, в том числе об учебных пособиях авторов И.М.Смирновой, В.А.Смирнова);

— перед слушателями республиканских курсов Приволжского Межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ (ПМЦ ПК и ИППРО КФУ) в рамках участия в семинаре по теме «Аспекты системно-деятельностного подхода в учебно-методических комплексах по математике издательства „Мнемозина“;

-перед слушателями курсов Приволжского Межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ (ПМЦ ПК и ИППРО КФУ) в рамках прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Обновление содержания и методики преподавания учебного предмета математика в основной школе при переходе на ФГОС».

III)  Печатные и электронные издания в 2012-2013 учебном году.

  1. в сборнике научных трудов материалов республиканской НПК «Актуальные вопросы современной педагогической науки». Статья «Технология проблемно-диалогического обучения при изучении новой темы» (в статье приведена разработка урока по геометрии по УМК И.М.Смирновой, В.А.Смирнова)  (приложение 1);

2. В сборнике научных трудов материалов международной НПК «Современные технологии обучения и воспитания». Доклад по теме:  «Несколько способов решения одной геометрической задачи» и размещение статьи в сборнике материалов (в статье было показано решение задачи С2 из единого государственного экзамена с ссылкой на УМК Геометрия 10-11 авторов И.М.Смирновой, В.А.Смирнова) (приложение 2);

3. В сборнике материалов VI республиканской научно-методической конференции педагогов общеобразовательных учреждений, преподавателей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования «Практика и тенденция социального партнерства в системе „Школа – СПО – ВУЗ“. Статья «Проблемное диалогическое обучение  — один из эффективных способов обучения предметам естественно-математического цикла»  (в статье приведен фрагмент урока по геометрии)

(приложение 3);

4. Статьи по апробации УМК Геометрия авторов Смирновых на персональном сайте www.kgu.ru, адресованном родителям, ученикам, учителям. Сайт принимал участие в российском конкурсе сайтов «Позитивный контент 2012» и стал его лауреатом, был внесен в список Белых сайтов и рекомендован для использования детьми, подростками и молодежью; принимал участие во втором международном конкурсе образовательных сайтов СМИ Pedsovet.su и был удостоен диплома второй степени; сайт принимал участие в «Фестивале педагогических идей» и был удостоен диплома первой степени в номинации лучшая информационно-образовательная среда педагога; методический материал «Персональный сайт. Математика» имеет сертификат, зарегистрированный в реестре http://smi.kazanobr.ru/reestr.php; сайт зарегистрирован в каталоге образовательных сайтов InteraktiveBoard.ru (приложение 4);

IV) Гильмиева Г. Г. в 2012-2013 учебном году приняла участие в работе круглого стола в методическом семинаре для учителей района, работающих в 11 классе «Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по математике в 2013 году» (в ходе обсуждения Гильмиевой Г. Г. было рассказано о применении УМК Геометрия 10-11 авторов И.М.Смирновой, В.А.Смирнова в ходе подготовки к ЕГЭ по математике);

-приняла участие в вебинаре 31.01.13 «Геометрические задачи с практическим содержанием»;

V) Хакимова Дина, ученица 11 а класса, представила свою научно- исследовательскую работу  «Виды проектирований в геометрии и живописи» по геометрии на конкурс «Национальное достояние России» (свидетельство в пути);

-Хакимова Дина ученица 11 а класса приняла участие в научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» по теме «Проектирование в живописи и предметных областях с точки зрения геометрии» и была удостоена диплома III степени (приложение 5);

-Хакимова Дина ученица 11 а класса выступила с докладом по геометрии в республиканской научно-исследовательской конференции школьников, посвященной памяти татарского ученого просветителя Ибрагима Хальфина (приложение 5).

VI) Был дан фрагмент открытого урока по теме «Многогранники, описанные около сферы», и было дано интервью телерадиокомпании «Новый век» для депутатов (приложение 6).

Достоинства учебно- методического комплекта:

— при применении тематических рабочих тетрадей происходит актуализация знаний, закрепление изученного материала, задания подобраны так, что освобождают учащихся от копирования условия задачи и ли чертежа, от выполнения дополнительных построений и т.д.

-презентации, разработанные к каждой теме в учебнике, позволяют учителю вести уроки с применением ИКТ, учащимся использовать их для повторения и закрепления изученного материала, позволяют экономить время на решение задач;

— учебник отвечает требованиям к современному учебнику геометрии, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

— УМК позволяет эффективно организовать учебный процесс в соответствие с новыми требованиями обучения математике в условиях масштабного реформирования математического образования (научность, уровневая дифференциация, наглядность, практическая и прикладная направленность, соответствие стратегии модернизации образования) ;

-система упражнений разноуровневая, включены задачи для устной работы, есть задачи, направленные на отработку базовых навыков, нестандартные задачи;

— задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;

— хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текста задачи;

— задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;

— устные упражнения в учебном пособии «Устные упражнения по геометрии 10-11 класс» помогают ученикам проверить усвоение основных положений теории, способствуют самоконтролю  разделом «ответы», в котором указаны ответы к большинству типовых заданий ;

-учебник содержит разнообразный дополнительный научно-популярный материал, способствующий повышению эффективности изучения математики, развитию интереса к геометрии, позволяет учащимся проводить исследовательские работы ;

— хороший дизайн учебника;

-исторический материал очень познавательный и интересный;

— УМК позволяет целенаправленно подготовиться учащимся к умелому решению планиметрических и стереометрических задач, подготовиться к единому государственному экзамену. В таблице приведены результаты выполнения геометрических задач ЕГЭ-2013 11 класса Гимназии № 27 в сравнении с результатами 2012 года (согласно аналитическому отчету о результатах ЕГЭ 2012 по математике ФИПИ) по России в процентах (результаты 2013 года по России пока неизвестны).

 

Процент выполнения В3, В6, В9, В11 проверяющих умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

В3

В6

В9

В11

2012

по России

2013

11кл.

Гимназия 27

2012 по России

2013

11кл.

Гимназия 27

2012

по России

2013

11кл. Гимназия 27

2012

по России

2013

11кл.

Гимназия 27

86%

85,7%

70,8%

100%

72%

100%

36,5%

100%

 

Результаты выполнения С2, С4

 

С2 (макс.балл 2)

С4 (макс.балл 3)

 

2012 по России

 2013

11 кл.

Гимназия 27

2012 по России

2013

11 кл.

Гимназия 27

Не приступили

71,21%

28,6%

86,56%

76,2%

Приступили, но получили 0 баллов

23,26%

0%

11,45%

9,5%

1 балл

2,54%

19,05%

0,57%

4,8%

2 балла

2,99%

52,38%

1,12%

-

3 балла

-

-

0,3%

9,52%

Положительный результат

5,53%

71,4%

1,99%

14,3%

 

как видно из таблиц: при преподавании геометрии на базовом уровне в 11 классе гимназии № 27 процент выполнения геометрических задач достаточно высок, что позволяет утверждать, что учебно-методический комплект И.М.Смирновой, В.А.Смирнова позволяет эффективно обучать и готовить учеников к экзаменам. (средний балл сдачи ЕГЭ-2013 по математике в 11 классе гимназии № 27 составляет 70,05 баллов)

 

Пожелания и рекомендации.

Изучение и применение на уроках тестов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, а также, учитывая, что по учебнику работают не только учителя со стажем, но и молодые специалисты считаем целесообразным:

- для удобства работы часть задач из пособия «Устные упражнения по геометрии» для 10-11класса, разместить в конце учебника в виде, например, приложения (разбив на следующие блоки: на закрепление и отработку текущего материала; на повторение; для подготовки к восприятию нового материала; нестандартные и занимательные упражнения) ;

— выделить жирным шрифтом или курсивом (с меткой для обязательного решения и запоминания) следующие задачи:

страница 109 параграф 32 № 12,13

страница 112 параграф 33 № 5;

-страница 129 параграф 38, определение конуса, вписанного в сферу, сопроводить желательно рисунком.

Найденные опечатки в учебнике:

-к параграфу 53 задача № 4 в ответе необходимо записать а) арккосинус соответствующего числа

-к параграфу 54 задача № 13 в ответе необходимо записать а) арккосинус соответствующего числа;

б) арккосинус соответствующего числа

— к параграфу 61 задача № 3 в ответе число 0 тоже нужно записать.

Директор гимназии № 27 Хуснутдинова Л. Г.

Учитель гимназии № 27 Гильмиева Г.

Посмотреть отчет с приложением (word-файл)

24.06.2013, 1568 просмотров.