Апробация
Отчёт работы по внедрению УМК Геометрия 10-11 Смирновой И.М., Смирнова В.А. в Татарстане (11 класс 2012-13 уч. год)
Гильмиева Г. Г., учитель высшей категории МБОУ гимназия № 27 Вахитовского района г. Казани республики Татарстан, участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК «Геометрия 7-9», «Геометрия 10-11» авторов Смирновой И. М., Смирнова В. А. совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москва (приказ ИРО республики Татарстан № 278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).
В рамках эксперимента планировалось рассмотрение следующих вопросов:
— актуальность изменения содержания геометрического образования;
— внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;
— использование возможностей геометрии для развития личности учащихся.
Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и входит в федеральный перечень.
I) В ходе апробации учебного комплекта в конце мая 2012-го учебного года доцентом К (П)ФУ, кандидатом психологических наук Громовой Ч. Р. было проведено анкетирование среди учащихся 10 и 11 классов с целью изучения их интереса к предметам алгебра и геометрия. В результате выяснилось, что у учащихся, занимающихся по УМК авторов Смирновых, более эмоционально положительное отношение к дисциплине «Геометрия», чем у учащихся, изучавших геометрию по учебнику Геометрия 10-11 авторов Л.С. Атанасян и др. (результаты анкетирования были проведены в отчете за 2011-2012 год)
II) В ходе апробации учебного комплекта в 2012-2013 учебном году Гильмиева Г. Г. выступала:
-на городской августовской конференции «Вектор стратегии развития образования города Казани: личность, семья, школа, общество» по теме «Эффективный выбор УМК – важный фактор повышения качества математического образования» (в ходе выступления был презентован УМК Геометрия 7-9; Геометрия 10-11 авторов И.М.Смирновой, В.А.Смирнова);
— на секционном заседании районного отдела образования по Вахитовскому и Приволжскому району на конференции «Использование инновационных педагогических технологий – важнейшее условие повышения качества математического образования» (в ходе выступления Гильмиева Г. Г. рассказала о новых УМК, в том числе об учебных пособиях авторов И.М.Смирновой, В.А.Смирнова);
— перед слушателями республиканских курсов Приволжского Межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ (ПМЦ ПК и ИППРО КФУ) в рамках участия в семинаре по теме «Аспекты системно-деятельностного подхода в учебно-методических комплексах по математике издательства „Мнемозина“;
-перед слушателями курсов Приволжского Межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ (ПМЦ ПК и ИППРО КФУ) в рамках прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Обновление содержания и методики преподавания учебного предмета математика в основной школе при переходе на ФГОС».
III) Печатные и электронные издания в 2012-2013 учебном году.
- в сборнике научных трудов материалов республиканской НПК «Актуальные вопросы современной педагогической науки». Статья «Технология проблемно-диалогического обучения при изучении новой темы» (в статье приведена разработка урока по геометрии по УМК И.М.Смирновой, В.А.Смирнова) (приложение 1);
2. В сборнике научных трудов материалов международной НПК «Современные технологии обучения и воспитания». Доклад по теме: «Несколько способов решения одной геометрической задачи» и размещение статьи в сборнике материалов (в статье было показано решение задачи С2 из единого государственного экзамена с ссылкой на УМК Геометрия 10-11 авторов И.М.Смирновой, В.А.Смирнова) (приложение 2);
3. В сборнике материалов VI республиканской научно-методической конференции педагогов общеобразовательных учреждений, преподавателей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования «Практика и тенденция социального партнерства в системе „Школа – СПО – ВУЗ“. Статья «Проблемное диалогическое обучение — один из эффективных способов обучения предметам естественно-математического цикла» (в статье приведен фрагмент урока по геометрии)
(приложение 3);
4. Статьи по апробации УМК Геометрия авторов Смирновых на персональном сайте www.kgu.ru, адресованном родителям, ученикам, учителям. Сайт принимал участие в российском конкурсе сайтов «Позитивный контент 2012» и стал его лауреатом, был внесен в список Белых сайтов и рекомендован для использования детьми, подростками и молодежью; принимал участие во втором международном конкурсе образовательных сайтов СМИ Pedsovet.su и был удостоен диплома второй степени; сайт принимал участие в «Фестивале педагогических идей» и был удостоен диплома первой степени в номинации лучшая информационно-образовательная среда педагога; методический материал «Персональный сайт. Математика» имеет сертификат, зарегистрированный в реестре http://smi.kazanobr.ru/reestr.php; сайт зарегистрирован в каталоге образовательных сайтов InteraktiveBoard.ru (приложение 4);
IV) Гильмиева Г. Г. в 2012-2013 учебном году приняла участие в работе круглого стола в методическом семинаре для учителей района, работающих в 11 классе «Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по математике в 2013 году» (в ходе обсуждения Гильмиевой Г. Г. было рассказано о применении УМК Геометрия 10-11 авторов И.М.Смирновой, В.А.Смирнова в ходе подготовки к ЕГЭ по математике);
-приняла участие в вебинаре 31.01.13 «Геометрические задачи с практическим содержанием»;
V) Хакимова Дина, ученица 11 а класса, представила свою научно- исследовательскую работу «Виды проектирований в геометрии и живописи» по геометрии на конкурс «Национальное достояние России» (свидетельство в пути);
-Хакимова Дина ученица 11 а класса приняла участие в научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» по теме «Проектирование в живописи и предметных областях с точки зрения геометрии» и была удостоена диплома III степени (приложение 5);
-Хакимова Дина ученица 11 а класса выступила с докладом по геометрии в республиканской научно-исследовательской конференции школьников, посвященной памяти татарского ученого просветителя Ибрагима Хальфина (приложение 5).
VI) Был дан фрагмент открытого урока по теме «Многогранники, описанные около сферы», и было дано интервью телерадиокомпании «Новый век» для депутатов (приложение 6).
Достоинства учебно- методического комплекта:
— при применении тематических рабочих тетрадей происходит актуализация знаний, закрепление изученного материала, задания подобраны так, что освобождают учащихся от копирования условия задачи и ли чертежа, от выполнения дополнительных построений и т.д.
-презентации, разработанные к каждой теме в учебнике, позволяют учителю вести уроки с применением ИКТ, учащимся использовать их для повторения и закрепления изученного материала, позволяют экономить время на решение задач;
— учебник отвечает требованиям к современному учебнику геометрии, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
— УМК позволяет эффективно организовать учебный процесс в соответствие с новыми требованиями обучения математике в условиях масштабного реформирования математического образования (научность, уровневая дифференциация, наглядность, практическая и прикладная направленность, соответствие стратегии модернизации образования) ;
-система упражнений разноуровневая, включены задачи для устной работы, есть задачи, направленные на отработку базовых навыков, нестандартные задачи;
— задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;
— хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текста задачи;
— задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;
— устные упражнения в учебном пособии «Устные упражнения по геометрии 10-11 класс» помогают ученикам проверить усвоение основных положений теории, способствуют самоконтролю разделом «ответы», в котором указаны ответы к большинству типовых заданий ;
-учебник содержит разнообразный дополнительный научно-популярный материал, способствующий повышению эффективности изучения математики, развитию интереса к геометрии, позволяет учащимся проводить исследовательские работы ;
— хороший дизайн учебника;
-исторический материал очень познавательный и интересный;
— УМК позволяет целенаправленно подготовиться учащимся к умелому решению планиметрических и стереометрических задач, подготовиться к единому государственному экзамену. В таблице приведены результаты выполнения геометрических задач ЕГЭ-2013 11 класса Гимназии № 27 в сравнении с результатами 2012 года (согласно аналитическому отчету о результатах ЕГЭ 2012 по математике ФИПИ) по России в процентах (результаты 2013 года по России пока неизвестны).
Процент выполнения В3, В6, В9, В11 проверяющих умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
|||||||
В3 |
В6 |
В9 |
В11 |
||||
2012 по России |
2013 11кл. Гимназия 27 |
2012 по России |
2013 11кл. Гимназия 27 |
2012 по России |
2013 11кл. Гимназия 27 |
2012 по России |
2013 11кл. Гимназия 27 |
86% |
85,7% |
70,8% |
100% |
72% |
100% |
36,5% |
100% |
Результаты выполнения С2, С4 |
||||
|
С2 (макс.балл 2) |
С4 (макс.балл 3) |
||
|
2012 по России |
2013 11 кл. Гимназия 27 |
2012 по России |
2013 11 кл. Гимназия 27 |
Не приступили |
71,21% |
28,6% |
86,56% |
76,2% |
Приступили, но получили 0 баллов |
23,26% |
0% |
11,45% |
9,5% |
1 балл |
2,54% |
19,05% |
0,57% |
4,8% |
2 балла |
2,99% |
52,38% |
1,12% |
- |
3 балла |
- |
- |
0,3% |
9,52% |
Положительный результат |
5,53% |
71,4% |
1,99% |
14,3% |
как видно из таблиц: при преподавании геометрии на базовом уровне в 11 классе гимназии № 27 процент выполнения геометрических задач достаточно высок, что позволяет утверждать, что учебно-методический комплект И.М.Смирновой, В.А.Смирнова позволяет эффективно обучать и готовить учеников к экзаменам. (средний балл сдачи ЕГЭ-2013 по математике в 11 классе гимназии № 27 составляет 70,05 баллов)
Пожелания и рекомендации.
Изучение и применение на уроках тестов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, а также, учитывая, что по учебнику работают не только учителя со стажем, но и молодые специалисты считаем целесообразным:
- для удобства работы часть задач из пособия «Устные упражнения по геометрии» для 10-11класса, разместить в конце учебника в виде, например, приложения (разбив на следующие блоки: на закрепление и отработку текущего материала; на повторение; для подготовки к восприятию нового материала; нестандартные и занимательные упражнения) ;
— выделить жирным шрифтом или курсивом (с меткой для обязательного решения и запоминания) следующие задачи:
страница 109 параграф 32 № 12,13
страница 112 параграф 33 № 5;
-страница 129 параграф 38, определение конуса, вписанного в сферу, сопроводить желательно рисунком.
Найденные опечатки в учебнике:
-к параграфу 53 задача № 4 в ответе необходимо записать а) арккосинус соответствующего числа
-к параграфу 54 задача № 13 в ответе необходимо записать а) арккосинус соответствующего числа;
б) арккосинус соответствующего числа
— к параграфу 61 задача № 3 в ответе число 0 тоже нужно записать.
Директор гимназии № 27 Хуснутдинова Л. Г.
Учитель гимназии № 27 Гильмиева Г.
Посмотреть отчет с приложением (word-файл)
24.06.2013, 2472 просмотра.