Апробация

Отчёт работы по внедрению УМК Геометрия 10-11 Смирновой И.М., Смирнова В.А. в РТ (10 класс 2011-12 учебный год)

Гильмиева Г. Г., учитель высшей категории МБОУ гимназия № 27 Вахитовского района г. Казани республики Татарстан, участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК  «Геометрия 7-9», «Геометрия 10-11» авторов Смирновой И. М., Смирнова В. А., совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москва (приказ ИРО республики Татарстан № 278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).

В рамках эксперимента планируется рассмотрение следующих вопросов:

— актуальность изменения содержания геометрического образования;

— внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;

— использование возможностей геометрии для развития личности учащихся.

Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и входит в федеральный перечень.

 I)    В ходе апробации учебного комплекта в 2011-2012 учебном году доцентом К (П)ФУ, кандидатом психологических наук Громовой Ч. Р. было проведено анкетирование среди учащихся 10 и 11 классов с целью изучения их интереса к предметам алгебра и геометрия. В результате выяснилось, что у учащихся десятых классов более эмоционально положительное отношение к дисциплине «Геометрия», чем у учащихся 11 классов, изучавших геометрию по учебнику Геометрия 10-11 авторов Л.С. Атанасян и др.

II)  В ходе апробации учебного комплекта в 2011-2012 учебном году Гильмиева Г. Г. приняла участие в Российском конкурсе методических разработок проблемно- диалоговых уроков (на конкурс был представлен урок, разработанный по УМК геометрия 7-9 авторов Смирновой И. М., Смирнова В. А.).

 В ходе апробации учебного комплекта в 2011-2012 учебном году Гильмиева Г. Г. также приняла участие в конкурсе докладов 12 всероссийского интернет- педсовета. В докладе по теме «Активизация учебной деятельности учащихся на уроках математики с использованием технологии проблемно-диалогического обучения» был представлена разработка урока по геометрии по УМК Геометрия авторов Смирновых (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,59394/Itemid,118/)

III)   В ходе апробации УМК (10 класс) Гильмиева Г. Г. выступала:

— перед слушателями республиканских курсов института развития и образования РТ с презентацией учебника И.М.Смирновой В. А.Смирнова Геометрия 10-11 по теме «Эффективность УМК Геометрия 10-11 авторов Смирновых при подготовке к ЕГЭ».

— на всероссийском педагогическом форуме в г. Москва по теме «Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей как условие развития современного образовательного пространства».

— по теме «Эффективный выбор учебно-методического комплекта — важный фактор повышения качества математического образования» на городской августовской конференции работников образования «Вектор стратегии развития образования города Казани: Личность. Семья. Школа. Общество» в секции регламентированная дискуссия «Математическое образование в современной школе» 16 августа 2012 года, на котором рассказала об УМК Геометрия 7-9, Геометрия 10-11 авторов Смирновых (с презентацией можно ознакомиться на официальном сайте казанского образовательного портала http://www.kazanobr.ru/node/1260)

 -был показан открытый урок для студентов- практикантов по теме «Сечения многогранников»

IV)  Печатные и электронные издания в 2011-2012 учебном году.

  1. В сборнике научных трудов (г. Москва) статья «Проблемно- диалогический урок по геометрии в 8 классе „Площадь трапеции“ в рамках работы VI международной научно- практической конференции «Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно ориентированного образования» (г. Таганрог)

2. Доклад в сборнике докладов (выпуск 35, г. Москва) конкурса 12 Всероссийского интернет-педсовета «Активизация учебной деятельности учащихся на уроках математики с использованием технологии проблемно- диалогического обучения» (в докладе представлена разработка урока по геометрии с применением УМК Геометрия авторов Смирновых)

3. Статьи по апробации УМК Геометрия авторов Смирновых на персональном сайте www.kgu.ru, адресованный родителям, ученикам, учителям.

  4. Статья «Роль геометрии в школьном образовании. Проблемы и необходимость их решения“в сборнике (выпуск 4,Казань) научных статей     “ Филология в полиэтнической и межконфессиональной среде: состояние и перспективы».

V) Приняла участие в вебинаре «Подготовка по геометрии к ГИА и ЕГЭ» учебного центра Арсенал образования и издательства Мнемозина с участием В.А. Смирнова.

VI) Хакимова Дина ученица 10 а класса представила свою научно- исследовательскую работу  «Виды проектирований в геометрии и живописи»по геометрии на XIII научной Поволжской конференции и стала его дипломантом.

Достоинства учебно- методического комплекта:

— учебник отвечает требованиям к современному учебнику геометрии, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

— УМК позволяет эффективно организовать учебный процесс в соответствие с новыми требованиями обучения математике в условиях масштабного реформирования математического образования (научность, уровневая дифференциация, наглядность, практическая и прикладная направленность, соответствие стратегии модернизации образования) ;

-система упражнений разноуровневая, включены задачи для устной работы, есть задачи, направленные на отработку базовых навыков, нестандартные задачи;

— задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;

— хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текста задачи;

— задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;

— устные упражнения в учебном пособии «Устные упражнения по геометрии 10-11 класс» помогают ученикам проверить усвоение основных положений теории, способствуют самоконтролю  разделом «ответы», в котором указаны ответы к большинству типовых заданий ;

-учебник содержит разнообразный дополнительный научно-популярный материал, способствующий повышению эффективности изучения математики, развитию интереса к геометрии, позволяет учащимся проводить исследовательские работы ;

— хороший дизайн учебника;

-исторический материал очень познавательный и интересный.

Пожелания и рекомендации.

Изучение и применение на уроках тестов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, а также, учитывая, что по учебнику работают не только учителя со стажем, но и молодые специалисты считаем целесообразным:

- для удобства работы часть задач из пособия «Устные упражнения по геометрии» для 10-11класса, разместить в конце учебника в виде, например, приложения (разбив на следующие блоки: на закрепление и отработку текущего материала; на повторение; для подготовки к восприятию нового материала; нестандартные и занимательные упражнения) ;

— в параграфе 20 указать, что расстояние между скрещивающимися прямыми можно определить как расстояние между одной из скрещивающихся прямых и плоскостью, проходящей через другую прямую параллельно первой;

— выделить жирным шрифтом или курсивом (с меткой для обязательного решения и запоминания) следующие задачи:

страница 65 параграф 20 № 10

страница 68 параграф 21 № 18;                                       

Результаты изучения отношения к учебным дисциплинам «Алгебра» и «Геометрия» у учащихся десятых и одиннадцатых классов.

Методики:

1. Тест цветовых отношений (модифицированный вариант методики Люшера). Учащиеся выбирали предпочтительные цвета, то есть ранжировали десять цветов по степени привлекательности. Затем им предъявляли в карточках учебные предметы, они ассоциировали их с предъявляемыми цветами. Данная методика направлена на выявление эмоционального отношения к учебным предметам.

2. Анкета интересов (автор Е.Климов). Цель: выявление учебных и профессиональных интересов учащихся. Анкета прилагается. Исследование проводилось коллективной и индивидуальной форме с учащимися десятых и одиннадцатых классов. Количество учеников, принимавших участие в тесте: десятый класс — 12 человек, одиннадцатый – 10 человек.

Изучение геометрии в 10-м классе ведется по учебнику Геометрия 10-11 класс. Профильный уровень. Авторы: И.М.Смирнова, В.А.Смирнов, изучение геометрии в 11-м классе ведется по учебнику Геометрия 10-11 класс. Авторы: Л.С.Атанасян и др.

В 10-м и в 11-м классах математику ведут разные преподаватели

Результаты.

Таблица 1. Цветовые ассоциации учебных предметов у учащихся

10-х, 11-х классов (в%)

По методике цветовых отношений в среднем получились следующие результаты. Учащиеся 11-х классов ставят алгебру на второе. А геометрию на шестое место.

А в десятом классе следующая картина: учащиеся в среднем ставят и алгебру и геометрию на первое место.

 

С каким по рангу цветом ассоциируется учебный предмет

10 класс

11 класс

Алгебра

Геометрия

Алгебра

Геометрия

Первое место

41,7

25

10

10

Второе место

16,7

-

20

-

Третье место

-

16,7

10

10

Четвертое место

8,3

-

10

10

Пятое место

16,7

8,3

-

-

Шестое место

8,3

16,7

-

40

Седьмое место

-

16,7

-

-

Восьмое место

-

8,3

20

20

Девятое место

8,3

8,3

10

-

Десятое место

-

-

20

10

 

По таблице видно, что у учащихся 10 классов более эмоционально положительное отношение к дисциплине «Алгебра». Во–первых, больше учащихся ассоциируют данный предмет со цветом, который стоит в первой позиции. Во- вторых, никто не ассоциирует алгебру со цветом, стоящим на последнем месте. Дисциплина геометрия для 10-го класса в эмоциональном плане менее привлекательна, чем алгебра, а в одиннадцатом классе и алгебра и геометрия привлекательны одинаково. Но все же в 10-м классе дисциплину геометрия учащиеся оценивают как более привлекательную по сравнению с учащимися 11-х классов.

 

Таблица 2. Интересы учащихся 10-х,11-х классов (в%)

 

Сфера интересов

10 класс

11 класс

Математика

25

10

Химия

8,3

-

Биология

16,7

-

Геология и география

-

-

Техника

-

-

Электроника

-

-

Литература, журналистика

8,3

20

Юриспруденция

8,3

10

История

-

-

Педагогика

8,3

-

Медицина

8,3

30

Сфера обслуживания

-

-

Спорт. Военное дело

-

10

Музыка, театр

25

20

Искусство, живопись

16,7

10

 

В таблице указан процент учащихся, которые поставили данную сферу интересов на первое место, то есть набрали наибольшее количество баллов по данному направлению. Как видно в таблице, в 10-м классе преобладающее количество учащихся ставят на первое место – математику.

А в 11-м классе большинство ставят на первое место – медицину.

 

Исследование провела:

 Психолог гимназии № 27

К.пс.н. Громова Ч. Р. 2012 год

 

10.09.2012, 4198 просмотров.