Апробация

Отчёт по внедрению УМК Геометрия 7-9 Смирновой И.М., Смирнова В.А. (9 класс 2010/11 у.г.)

Гильмиева Г.Г. учитель высшей категории МОУ гимназия №27 Вахитовского района г. Казани республики Татарстан участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК «Геометрия 7-9» авторов Смирновой И.М. ,Смирнова В.А., совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москвы (приказ ИРО республики Татарстан №278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).

Преподавание велось при двух часах в неделю, в год 68 часов. Изучение проходило по I варианту тематического планирования (без учета дополнительного материала).

В рамках эксперимента планируется рассмотрение следующих вопросов:

- актуальность изменения содержания геометрического образования;

- внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;

- использование возможностей геометрии для развития личности учащихся.

Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»  и входит в федеральный перечень.

В ходе апробации учебного комплекта в 2010-2011 учебном году доцентом ТГГПУ, кандидатом психологических наук Громовой Ч.Р.  было проведено анкетирование среди учащихся 8 и 9 классов с целью изучения их интереса к предметам алгебра и геометрия. В результате выяснилось, что у учащихся девятых классов более эмоционально положительное отношение к дисциплине «Геометрия», чем у учащихся 8 классов, изучавших геометрию по учебнику Геометрия 7-9 авторов Л.С. Атанасян и др.(приложение 1).

В ходе апробации учебного комплекта в 2010-2011 учебном году Гильмиева Г.Г. приняла участие в  конкурсе презентаций в рамках проекта Общественно-государственная экспертиза учебников «Учитель представляет учебник» и стала победителем регионального этапа федерального конкурса, получив диплом I степени (на конкурс был представлен учебник Геометрия 7-9 Смирновой И.М., Смирнова В.А. )

В ходе апробации учебного комплекта в 2010-2011 учебном году Гильмиева Г.Г. выступала:

- на городском семинаре заместителей директоров «Системный подход к организации деятельности учителей-предметников и классных руководителей» с темой «Эксперимент по апробации УМК И.М.Смирновой В.А.Смирнова Геометрия 7-9»;

- на республиканской научно-практической конференции «Профессиональные компетенции учителя: стратегии формирования» с темой «Апробация УМК по предмету как одна из форм повышения профессиональной компетентности учителя»( статья « Апробация УМК по предмету как одна из форм развития и саморазвития  профессиональной компетентности учителя» вышла в сборнике материалов данной конференции);

- перед слушателями республиканских курсов института развития и образования РТ с презентацией учебника И.М.Смирновой В.А.Смирнова  Геометрия 7-9» (презентация прилагается);

В ходе апробации учебного комплекта в 2010-2011 учебном году в 9 а классе были выявлены его достоинства и недостатки.

Достоинства:

- учебник позволяет эффективно организовать учебный процесс в соответствие с новыми требованиями обучения математике в условиях масштабного реформирования математического образования( научность, уровневая дифференциация, наглядность, практическая и прикладная направленность, соответствие стратегии модернизации  образования);

- учебник отвечает требованиям к современному учебнику геометрии, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

-система упражнений разноуровневая, включены задачи для устной работы, есть задачи, направленные на отработку базовых навыков, нестандартные задачи;

- задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;

- задачи с элементами стереометрии готовят учащихся к изучению систематического курса этого раздела в старших классах;

- хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текста задачи;

- задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;

- каждый параграф завершается вопросами, которые помогают ученикам проверить усвоение основных положений теории, способствуют самоконтролю и  разделом «ответы», в котором указаны ответы к большинству типовых заданий учебника;

- очень хорошее изложение тем: «Площадь» (глава 10), «Координаты и векторы» (глава 11);

-учебник содержит разнообразный дополнительный научно-популярный материал, способствующий повышению эффективности изучения математики, позволяет учащимся проводить исследовательские работы ;

- хороший дизайн учебника;

-исторический материал очень познавательный и интересный.

Недостатки.

Есть опечатки  в учебнике  3- е издание 2008 ( за 9 класс):

Страница 271 параграф 69  в  задаче №7 нужно написать « точка С принадлежит отрезку АВ» (в учебнике ОВ);

Страница 306 параграф 78 в задаче №15 необходимо написать «сколько цветов красок потребуется……» ;

Страница 310-311 параграф 80. При изложении темы «Параллельность в пространстве» не пронумерованы рисунки 80.1, 80.2, 80.3;

Страница 353 параграф 89  (строка 1) нужно написать «цилиндрическая и коническая поверхности».

К сожалению, учащиеся 9 класса не были обеспечены соответствующими рабочими тетрадями по геометрии, а также дидактическими материалами к этому учебнику ( заявки с нашей стороны высылались не один раз).  На сайте Смирновых были  размещены контрольные работы за 9 класс,  которые проводились согласно рекомендованному тематическому планированию.  Самостоятельные  работы составлялись учителем самостоятельно. Для этого были использованы дидактические материалы других авторов, задачи с математических Интернет- ресурсов, собственные разработки.

Найденные опечатки в текстах контрольных работ.

Контрольная работа №1, вариант №2, задача 3 нужно написать «высота меньше стороны на 4 дм» ;

Контрольная работа №3, вариант 1, задача 3 в уравнении перед числом 135 нужно написать «-» ( в тексте +).

Пожелания и рекомендации.

В программно- методических материалах Геометрия 7-11 классы (2007)

Страница 30 (в тематическом планировании) контрольную работу №4 запланировать после изучения параграфа 72 «Уравнение прямой», так как в текст контрольной работы включено задание на составление уравнения.

Девятиклассники проходят ГИА в новой форме, а учащиеся одиннадцатого класса  сдают ЕГЭ по математике. Изучение и применение на уроках тестов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и  участие в  вебинарах               8 .12.09 «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике (геометрии) с использованием учебно-методического комплекта Смирновой И.М., Смирнова В.А.», 18.03.10 «Совершенствование геометрической подготовки школьников в свете включения геометрических задач в ЕГЭ и ГИА» (http://www.mnemozina.ru/work/3701/3725/3730), а также, учитывая, что по учебнику работают не только учителя со стажем, но и молодые специалисты считаем целесообразным :

- часть задач  по готовым чертежам из пособия «Устные упражнения по геометрии»  для 7-9 класса, о котором говорилось в вебинаре и который планируют выпустить,  разместить в конце учебника в виде, например, приложения для отработки основных навыков и умений;

-в параграфе 61 (страница 241) пример 1 сопроводить рисунком;

- выделить жирным шрифтом или курсивом ( с меткой для обязательного решения и запоминания) следующие задачи:

страница 236 параграф 59 №14, №17, №18, №27, №28

страница 239 параграф 60 №11, №12, №13;

страница 242 параграф 61 №7;

страница 262 параграф 66 №14, №16;

страница 273 параграф 70 №3.

07.03.2012, 6636 просмотров.