Апробация
Отчёт по внедрению УМК Геометрия 7-9 Смирновой И.М., Смирнова В.А. (9 класс 2010/11 у.г.)
Гильмиева Г.Г. учитель высшей категории МОУ гимназия №27 Вахитовского района г. Казани республики Татарстан участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК «Геометрия 7-9» авторов Смирновой И.М. ,Смирнова В.А., совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москвы (приказ ИРО республики Татарстан №278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).
Преподавание велось при двух часах в неделю, в год 68 часов. Изучение проходило по I варианту тематического планирования (без учета дополнительного материала).
В рамках эксперимента планируется рассмотрение следующих вопросов:
- актуальность изменения содержания геометрического образования;
- внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;
- использование возможностей геометрии для развития личности учащихся.
Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и входит в федеральный перечень.
В ходе апробации учебного комплекта в 2010-2011 учебном году доцентом ТГГПУ, кандидатом психологических наук Громовой Ч.Р. было проведено анкетирование среди учащихся 8 и 9 классов с целью изучения их интереса к предметам алгебра и геометрия. В результате выяснилось, что у учащихся девятых классов более эмоционально положительное отношение к дисциплине «Геометрия», чем у учащихся 8 классов, изучавших геометрию по учебнику Геометрия 7-9 авторов Л.С. Атанасян и др.(приложение 1).
В ходе апробации учебного комплекта в 2010-2011 учебном году Гильмиева Г.Г. приняла участие в конкурсе презентаций в рамках проекта Общественно-государственная экспертиза учебников «Учитель представляет учебник» и стала победителем регионального этапа федерального конкурса, получив диплом I степени (на конкурс был представлен учебник Геометрия 7-9 Смирновой И.М., Смирнова В.А. )
В ходе апробации учебного комплекта в 2010-2011 учебном году Гильмиева Г.Г. выступала:
- на городском семинаре заместителей директоров «Системный подход к организации деятельности учителей-предметников и классных руководителей» с темой «Эксперимент по апробации УМК И.М.Смирновой В.А.Смирнова Геометрия 7-9»;
- на республиканской научно-практической конференции «Профессиональные компетенции учителя: стратегии формирования» с темой «Апробация УМК по предмету как одна из форм повышения профессиональной компетентности учителя»( статья « Апробация УМК по предмету как одна из форм развития и саморазвития профессиональной компетентности учителя» вышла в сборнике материалов данной конференции);
- перед слушателями республиканских курсов института развития и образования РТ с презентацией учебника И.М.Смирновой В.А.Смирнова Геометрия 7-9» (презентация прилагается);
В ходе апробации учебного комплекта в 2010-2011 учебном году в 9 а классе были выявлены его достоинства и недостатки.
Достоинства:
- учебник позволяет эффективно организовать учебный процесс в соответствие с новыми требованиями обучения математике в условиях масштабного реформирования математического образования( научность, уровневая дифференциация, наглядность, практическая и прикладная направленность, соответствие стратегии модернизации образования);
- учебник отвечает требованиям к современному учебнику геометрии, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
-система упражнений разноуровневая, включены задачи для устной работы, есть задачи, направленные на отработку базовых навыков, нестандартные задачи;
- задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;
- задачи с элементами стереометрии готовят учащихся к изучению систематического курса этого раздела в старших классах;
- хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текста задачи;
- задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;
- каждый параграф завершается вопросами, которые помогают ученикам проверить усвоение основных положений теории, способствуют самоконтролю и разделом «ответы», в котором указаны ответы к большинству типовых заданий учебника;
- очень хорошее изложение тем: «Площадь» (глава 10), «Координаты и векторы» (глава 11);
-учебник содержит разнообразный дополнительный научно-популярный материал, способствующий повышению эффективности изучения математики, позволяет учащимся проводить исследовательские работы ;
- хороший дизайн учебника;
-исторический материал очень познавательный и интересный.
Недостатки.
Есть опечатки в учебнике 3- е издание 2008 ( за 9 класс):
Страница 271 параграф 69 в задаче №7 нужно написать « точка С принадлежит отрезку АВ» (в учебнике ОВ);
Страница 306 параграф 78 в задаче №15 необходимо написать «сколько цветов красок потребуется……» ;
Страница 310-311 параграф 80. При изложении темы «Параллельность в пространстве» не пронумерованы рисунки 80.1, 80.2, 80.3;
Страница 353 параграф 89 (строка 1) нужно написать «цилиндрическая и коническая поверхности».
К сожалению, учащиеся 9 класса не были обеспечены соответствующими рабочими тетрадями по геометрии, а также дидактическими материалами к этому учебнику ( заявки с нашей стороны высылались не один раз). На сайте Смирновых были размещены контрольные работы за 9 класс, которые проводились согласно рекомендованному тематическому планированию. Самостоятельные работы составлялись учителем самостоятельно. Для этого были использованы дидактические материалы других авторов, задачи с математических Интернет- ресурсов, собственные разработки.
Найденные опечатки в текстах контрольных работ.
Контрольная работа №1, вариант №2, задача 3 нужно написать «высота меньше стороны на 4 дм» ;
Контрольная работа №3, вариант 1, задача 3 в уравнении перед числом 135 нужно написать «-» ( в тексте +).
Пожелания и рекомендации.
В программно- методических материалах Геометрия 7-11 классы (2007)
Страница 30 (в тематическом планировании) контрольную работу №4 запланировать после изучения параграфа 72 «Уравнение прямой», так как в текст контрольной работы включено задание на составление уравнения.
Девятиклассники проходят ГИА в новой форме, а учащиеся одиннадцатого класса сдают ЕГЭ по математике. Изучение и применение на уроках тестов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и участие в вебинарах 8 .12.09 «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике (геометрии) с использованием учебно-методического комплекта Смирновой И.М., Смирнова В.А.», 18.03.10 «Совершенствование геометрической подготовки школьников в свете включения геометрических задач в ЕГЭ и ГИА» (http://www.mnemozina.ru/work/3701/3725/3730), а также, учитывая, что по учебнику работают не только учителя со стажем, но и молодые специалисты считаем целесообразным :
- часть задач по готовым чертежам из пособия «Устные упражнения по геометрии» для 7-9 класса, о котором говорилось в вебинаре и который планируют выпустить, разместить в конце учебника в виде, например, приложения для отработки основных навыков и умений;
-в параграфе 61 (страница 241) пример 1 сопроводить рисунком;
- выделить жирным шрифтом или курсивом ( с меткой для обязательного решения и запоминания) следующие задачи:
страница 236 параграф 59 №14, №17, №18, №27, №28
страница 239 параграф 60 №11, №12, №13;
страница 242 параграф 61 №7;
страница 262 параграф 66 №14, №16;
страница 273 параграф 70 №3.07.03.2012, 8050 просмотров.