Апробация

Отчёт по внедрению УМК Геометрия 7-9 И.М. Смирновой, В.А.Смирнова в Р.Т.

Гильмиева Г.Г. учитель высшей категории МОУ гимназия №27 Вахитовского района г, Казани Республики Татарстан участвует с 2008-2009 учебного года в опытно-экспериментальной работе по внедрению УМК «Геометрия 7-9» авторов Смирновой И.М. ,Смирнова В.А., совместно с кафедрой методики преподавания математики ИРО РТ и издательством «Мнемозина» города Москвы (приказ ИРО республики Татарстан №278 об экспериментальной площадке кафедры методики преподавания математики и информационных технологий от 2 сентября 2008).

 

Преподавание велось при двух часах в неделю, в год 68 часов.

В рамках эксперимента планируется рассмотрение следующих вопросов:

- актуальность изменения содержания геометрического образования;

- внедрение компетентностного подхода в изучении геометрии;

- использование возможностей геометрии для развития личности учащихся.

Учебник соответствует новым образовательным стандартам по математике, имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ»  и входит в федеральный перечень. В ходе апробации учебного комплекта в 2009-2010 учебном году в 8а классе были выявлены его достоинства и недостатки.

Достоинства:

- учебник позволяет эффективно организовать учебный процесс в соответствие с новыми требованиями обучения математике в условиях масштабного реформирования математического образования (научность, уровневая дифференциация, наглядность, практическая и прикладная направленность, соответствие стратегии модернизации  образования) ;

- учебник отвечает требованиям к современному учебнику геометрии, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- система упражнений разноуровневая, включены задачи для устной работы, есть задачи, направленные на отработку базовых навыков, нестандартные задачи;

- задачи с практическим содержанием демонстрируют ученикам связь школьной геометрии с реальной жизнью, помогают учащимся лучше осознать значение геометрии и обеспечивают действенность геометрических знаний;

- задачи с элементами стереометрии готовят учащихся к изучению систематического курса этого раздела в старших классах;

- хороший перечень вопросов (для устной работы после изучения каждого параграфа учебника), требующих осознанного осмысленного чтения учащимися текста задачи;

- задачи повышенной сложности хорошо подобраны, т. к. такого рода задачи встречаются на олимпиадах различного уровня;

- каждый параграф завершается вопросами, которые помогают ученикам проверить усвоение основных положений теории, способствуют самоконтролю и  разделом «ответы», в котором указаны ответы к большинству типовых заданий учебника;

- очень хорошее изложение тем: «Замечательные точки в треугольнике», «Центральная симметрия», «Поворот. Симметрия n- го порядка», «Осевая симметрия», «Параллельный перенос», «Движение. Равенство фигур», «Теорема Пифагора», «Тригонометрические функции острого угла», «Тригонометрические тождества», «Тригонометрические функции тупого угла», «Теорема косинусов»,  «Теорема синусов», «Длина окружности»;

- учебник содержит разнообразный дополнительный научно-популярный материал, способствующий повышению эффективности изучения математики, позволяет учащимся проводить исследовательские работы;

- хороший дизайн учебника;

- исторический материал очень познавательный и интересный.

Недостатки.

Есть опечатки  в учебнике(8 класс):

Страница 145 параграф 35  в доказательстве во второй строке  необходимо написать «ВА»;

Страница 159 параграф 38 в задаче №17 необходимо написать «отрезок DC3 параллелен отрезку CC1» ;

Страница 215 параграф 54 в задаче №11 необходимо написать «противоположную сторону».

К сожалению, учащиеся 8 класса не были обеспечены соответствующими рабочими тетрадями по геометрии, а также дидактическими материалами к этому учебнику (заявки с нашей стороны высылались не один раз).  На сайте Смирновых размещены дидактические материалы, но нужная страница не открывается. Самостоятельные и контрольные работы составлялись учителем самостоятельно. Для этого были использованы дидактические материалы других авторов, задачи с математических Интернет- ресурсов, собственные разработки.

Пожелания и рекомендации.

Девятиклассники проходят ГИА в новой форме, а учащиеся одиннадцатого класса  сдают ЕГЭ по математике. Изучение и применение на уроках тестов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и  участие в  вебинарах               8 .12.09  «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике (геометрии) с использованием учебно-методического комплекта Смирновой И.М., Смирнова В.А.», 18.03.10 «Совершенствование геометрической подготовки школьников в свете включения геометрических задач в ЕГЭ и ГИА» (http://www.mnemozina.ru/work/3701/3725/3730), а также, учитывая, что по учебнику работают не только учителя со стажем, но и молодые специалисты считаем целесообразным :

- часть задач  по готовым чертежам из пособия «Устные упражнения по геометрии»  для 7-9 класса, о котором говорилось в вебинаре и который планируют выпустить,  разместить в конце учебника в виде , например, приложения для отработки основных навыков и умений;

-в параграфе 35 страница 146  развёрнуто и подробно объяснить градусную меру дуги окружности,  её связь с центральным углом, сопровождая соответствующими рисунками и чертежами, а переформулировку теоремы о вписанном угле выделить жирным шрифтом;

-ввести после изучения подобия треугольников и их признаков рассмотрение пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике,  в котором проведена высота к гипотенузе;

-в параграфе 29 «Параллелограмм» включить дополнительное свойство  параллелограмма: биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник;

-в параграфе 53 «Теорема косинусов» страница 213  задачу №12  написать в виде: «Докажите, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов всех его четырёх сторон» (при решении данной задачи были учащиеся, которые не верно  перевели текст на математический язык, записав в правой части равенства сумму квадратов большей и меньшей стороны);

- выделить жирным шрифтом или курсивом (с меткой для обязательного решения и запоминания) следующие задачи:

страница 123 параграф 28 №6, №11;

страница 126 параграф 29 №12, №13;

страница 129 параграф 30 №6;

страница 134 параграф 31 №16-18;

страница 139 параграф 33 №14, 15;

страница 152 параграф 36 №22;

страница 156 параграф 37 №22;

страница 187 параграф 45 №9-11;

страница 203 параграф 49 №16;

страница 213 параграф 53 №12;

страница 218 параграф 55 №8;

страница 219 параграф 55 №9.

07.03.2012, 1990 просмотров.