Статьи

РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА. Г.Г. Гильмиева

Что такое ученическое самоуправление?

Если коллективом класса управляет только педагог без какого-либо привлечения учащихся, то речь идет об авторитарной форме управления; если же учащиеся сами решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающую развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

 

В чем заключаются функции ученического самоуправления?

Развиваясь в каждом из видов деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые решали раньше члены педагогического коллектива. Постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении различными видами деятельности может быть неодинаковой. (Например, самоуправление в досуговой деятельности может развиваться лучше, чем в учебной и т.д).

Данные функции отличаются от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признака системы, как саморазвитие. К ним можно отнести 3: самоактивизацию, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных задач.

 

При каких условиях самоуправление развивается более успешно?

Самоконтроль и самоорганизация – первые шаги в формировании готовности учащихся к участию в управлении. Они лежат в основе более сложного умения – коллективного анализа общей работы. Это условие предполагает оказание педагогами помощи детям в самопознании и самооценке своих возможностей и потребностей, в осознанности целей деятельности коллектива учебного заведения и сознания условий достижения поставленных задач. В качестве педагогической задачи важно рассматривать формирование активного отношения к результатам деятельности.

Творческое партнерство и сотрудничество педагогов и учащихся в организации как учебной, так и внеучебной деятельности школьников предполагает включение их в совместное творчество по разработке проектов совершенствования работы коллектива класса, участие в различных конкурсах на лучшее решение проблем жизни коллектива. При этом важной чертой совместной деятельности педагогов и детей должно стать сотворчество – как норма, существующая в коллективе учебного заведения.

Сотрудничество педагогов и учащихся также является важнейшим условием развития ученического самоуправления в классе. Оно прежде всего зависит от цели, стоящей перед коллективом класса, и эта цель должна быть обязательно достигаемой и достаточно сложной.

Взрослых и подростков в этом случае объединяет не просто цель, а именно вера в возможность преодоления трудностей.

Общая рабочая цель только тогда бывает реальной, когда становится лично осознанной, а это возможно после широкого обсуждения, столкновения и борьбы позиций. Каждое дело должно быть проанализировано его участниками, иначе работа считается незавершенной. Обучение ребят коллективному самоанализу – дело долгое и трудное, оно требует от педагога большого мастерства, но именно так и возникает и укрепляется атмосфера сотрудничества подростков и взрослых; ученики чувствуют себя хозяевами в общественных организациях, приручаются следить за ходом общей работы, болеть за общее дело; быстро развиваются их общественные навыки. Невозможно переоценить дисциплинирующее значение такой работы. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее.

Всякое дело само по себе интересно, но придумать для него интересную, необычную форму можно и всегда нужно.

 

Литература: Классному руководителю.Учебю-метод. пособие под редакцией М.И. Рожкова.- М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС 2001.

08.09.2012, 3397 просмотров.